14 января 2019

1. Важным изменением стало исправление ошибки предыдущих редакций в части обязательной сторонней экспертизы несостоявшихся определений поставщика в электронной форме. Из-за данной ошибки по контрактам, заключенным в результате несостоявшихся (единственная заявка) определений поставщика в электронной форме, приемка товаров, работ, услуг обязательно должна была проходить через проведение сторонней экспертизы – с привлечением экспертов, экспертной организации и оформлением экспертного заключения. Перечень исключений, когда не требуется проведение «внешней» экспертизы с привлечением сторонних экспертных организаций, экспертов, поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, указанный в п. 1 ч. 4 ст. 94 Закона № 44-ФЗ, дополнен несостоявшимися электронными процедурами: п.п. 25.1 – 25.3 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

2. В новой редакции изложены ч. 7 ст. 41 и ч. 5 ст. 94 Закона № 44-ФЗ, касающаяся оформления экспертного заключения. Положения о том, что сторонняя экспертиза оформляется отдельным документом в виде заключения (акта) исключены из ст. 94, относящейся, в том числе, и к экспертизе своими силами. Данные положения включены в ст. 41 Закона № 44-ФЗ, где речь идет только про внешнюю экспертизу - с привлечением экспертов, экспертных организаций. Данное изменение подчеркивает необязательность составления отдельного документа при проведении экспертизы силами заказчика.

3. С 01 января 2019 года вступила в силу ст. 24.2 Закона № 44-ФЗ, которая предусматривает обязательную регистрацию всех участников закупок в единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС).

4. Появилась временная возможность изменить стоимость контракта на измененный размер налоговой ставки (НДС). В заключительные положения ст. 112 Закона № 44-ФЗ добавлена ч. 54, позволяющая по соглашению сторон до 01 октября 2019, в рамках срока исполнения контракта, изменение цены заключенного до 01 января 2019 контракта. Изменения вносятся только в пределах увеличения ставки НДС в отношении товаров, работ, услуг, приемка которых осуществляется после 01 января 2019, если увеличенный размер ставки НДС не предусмотрен условиями контракта. Предусмотренное настоящей частью изменение может быть осуществлено в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств на срок исполнения контракта.

5. Вступили в силу обновленные правила определения объема закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. Теперь при расчете совокупного годового объема всех закупок, будут учитываться закупки, которые осуществлены в соответствии с п.п.  25 - 25.3 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ - по результатам несостоявшегося процедур, проведенных в соответствии с требованиями п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ. Ранее такие закупки подпадали в исключения и не учитывались в необходимом объеме 15% закупок у СМП и СОНО. Измененные правила расчета необходимо учитывать при формировании отчета закупок у СМП и СОНО за 2019 год, который должен быть размещен до 1 апреля 2020 года.

6. Устранена коллизия в ч. 2 ст. 37, ч. 3 ст. 83.2 Закона № 44-ФЗ, возникающая при применении антидемпинговых мер. Теперь при срабатывании антидемпинговых мер, победитель конкурса или аукциона, одновременно с предоставлением информацией о добросовестности, обязан предоставить и обеспечение исполнения контракта в размере, установленном закупочной документацией.

7. Внесены изменения в ч. 6 ст. 44 Закона № 44-ФЗ. Теперь требование предоставить обеспечение заявки не относится еще к бюджетным и автономным государственным, муниципальным учреждениям, а не только к казенным как раньше.

8. Расширены случаи проведения запроса предложений в электронной форме. Теперь данный способ можно использовать в случае осуществления закупок жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у физических лиц, являющихся собственниками этих жилых помещений.

9. Расширен перечень оснований закупки у единственного поставщика, на основании п.55 ч.1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ разрешили без проведения конкурентных процедур осуществлять закупки бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния, документов, которые удостоверяют личность.

10. С нового года вновь начал действовать блокирующий контроль в отношении закупок для обеспечения государственных нужд субъектов Российской Федерации (муниципальных нужд). Возобновили действие положения абзаца 2 п. 14, абзаца 2 п. 15 правил осуществления контроля, предусмотренного ч. 5 ст. 99, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2015 г. № 1367, в части неразмещения в единой информационной системе в сфере закупок объектов контроля до устранения выявленных нарушений.