21 сентября 2021
Минфин России в своем письме от 24.08.2021 г. № 24-01-07/68077 по вопросу проверки соответствия участников закупки требованию, предусмотренному ч.1.1 ст.31 Закона № 44-ФЗ сообщает следующее.

В соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ Заказчик вправе установить требование к участникам закупки об отсутствии в предусмотренном Законом № 44-ФЗ реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее — Реестр) информации об участнике закупки, в том числе информации о лицах, указанных в п.2 и п.3 ч.3 ст.104 Закона № 44-ФЗ, — то есть об отсутствии в Реестре как участника закупки, так и следующих лиц такого участника закупки:

  • членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа (управляющего, управляющей организации в случае передачи им полномочий единоличного исполнительного органа);
  • учредителей участника закупки, являющегося унитарным юридическим лицом (в случае если участник закупки является унитарным юридическим лицом);
  • участников (членов) участника закупки, являющегося корпоративным юридическим лицом (в случае если участник закупки является корпоративным юридическим лицом), которые самостоятельно или совместно со своим аффилированным лицом (лицами) владеют более чем двадцатью пятью процентами акций (долей, паев).
Следует отметить, что в отношении корпоративного юридического лица в Закон № 44-ФЗ ранее во исполнение постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 09.04.2020 г. № 16-П внесены изменения, касающиеся замены слова «учредитель» на слова «участник (член)», поскольку в рамках деятельности корпоративного юридического лица учредитель может перестать находиться в текущем составе участников (членов).

Закон № 44-ФЗ не возлагает на Заказчика, комиссию по осуществлению закупок обязанность оценивать способность участников (членов) оказывать влияние на деятельность юридического лица. Такая оценка осуществляется ФАС России при исключении информации из Реестра в случае получения информации, предусмотренной п.2 ч.9 ст.104 Закона № 44-ФЗ.
При этом до подтверждения информации о невозможности определенных участников (членов) оказывать влияние на деятельность корпоративного юридического лица и, соответственно, до их исключения из Реестра на основании п.2 ч.9 ст.104 Закона № 44-ФЗ, считается, что к таким участникам (членам) относятся лица, которые самостоятельно или совместно со своим аффилированным лицом (лицами) владеют более чем двадцатью пятью процентами акций (долей, паев) корпоративного юридического лица.

Информация об учредителях или участниках юридического лица включается в единый государственный реестр юридических лиц (п.«д» п.1 ст.5 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).
В этой связи из приведенного в обращении п.1 ч.5 ст.66 Закона № 44-ФЗ исключена обязанность участника закупки включать в заявку информацию об учредителях, имея в виду, что необходимая информация об учредителях унитарного юридического лица представляется Заказчику, комиссии по осуществлению закупок в составе выписки из единого государственного реестра юридических лиц.

Однако в отношении акционерного общества в единый государственный реестр юридических лиц включаются сведения о том, что общество состоит из единственного участника (акционера), и сведения о таком участнике, а также сведения о держателе реестра акционеров общества.
В этой связи Заказчик, комиссия по осуществлению закупок не получит в составе выписки из единого государственного реестра юридических лиц информацию о лицах, которые самостоятельно или совместно со своим аффилированным лицом (лицами) владеют более чем двадцатью пятью процентами акций акционерного общества.

Принимая во внимание положения ч.8 ст.31 Закона № 44-ФЗ, касающиеся проверки комиссией по осуществлению закупок соответствия участников закупки требованию, предусмотренному ч.1.1 ст.31 Закона № 44-ФЗ, а также невозможности возложения на участников закупки обязанности подтверждать соответствие такому требованию, комиссия по осуществлению закупок проверяет соответствие указанному требованию на основании представленных при осуществлении закупки информации и документов, в том числе на основании представленных во второй части заявки на участие в электронном аукционе информации о членах коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, а также выписки из единого государственного реестра юридических лиц в части информации, подлежащей включению в нее и содержащейся в ней.

Для проверки соответствия участника закупки требованию, предусмотренному ч.1.1 ст.31 Закона № 44-ФЗ, в части информации, которая не предусмотрена Законом № 44-ФЗ для представления в составе заявки на участие в закупке, а также не включается в вышеуказанную выписку (например, информация об акционерах, а также информация об аффилированности лиц), комиссия по осуществлению закупок принимает зависящие от нее разумные и законные меры. Однако следует отметить, что Закон № 44-ФЗ в настоящее время не содержит механизма, позволяющего комиссии по осуществлению закупок обеспечить исчерпывающую проверку в части информации, которая не предусмотрена для представления в составе заявки на участие в закупке, а также не включается в вышеуказанную выписку.

В этой связи Минфином России обеспечено внесение изменений в Закон № 44-ФЗ в части установления требования о представлении Заказчику информации о лицах, указанных в п. 2 и п.3 ч.3 ст.104 Закона № 44-ФЗ, в заявке на участие в закупке — пп. «в» п. 1 ч.1 ст.43 Закона № 44-ФЗ в редакции Федерального закона от 02.07.2021 г. № 360-ФЗ. Указанные изменения вступают в силу с 01.01.2022 года.